ср, 02 июль
03:52
Смирных
+11 °С, облачно

«НЮРНБЕРГ» в кино с 2 марта

3 марта 2023, 09:36Общество

Фильм «Нюрнберг» – первый в мировом кинематографе игровой полнометражный фильм о международном военном трибунале, когда перед «судом народа» предстали руководители Третьего Рейха. В основу сценария легла книга Александра Звягинцева «На веки вечные».

1945 год. В Нюрнберге начинает работу Международный военный трибунал. На суд, который впоследствии назовут «Процессом века», съезжается огромное количество людей со всего мира. Город переполнен участниками процесса и журналистами. Среди тех, кто приезжает в Нюрнберг в составе советской делегации – владеющий несколькими иностранными языками капитан Волгин. Он еще молод, но уже прошел войну…

Однажды на улице города Игорь встречает юную русскую девушку Лену. Их зарождающееся чувство пройдет через множество испытаний, но любовь – это единственное, что во все времена спасало мир от расчеловечивания.

«По жанру наш фильм – детективно-шпионский триллер, – отмечает режиссер, дважды лауреат Госпремии РФ Николай Лебедев. – Это приключенческая, захватывающая и зрелищная история. В ней будут погони, перестрелки, предательство, будет любовь и много всего, что составляет основу человеческих отношений. Я надеюсь, у нас получилось рассказать не только о том, что случилось в середине прошлого века на исходе одной из самых страшных катастроф человечества, но и о том, что происходит с нами сейчас. Уверен, что эта история сможет ответить на вопросы, которые встают перед каждым из нас сегодня и встанут завтра, и что она будет по-настоящему волновать и увлекать зрителей, которые придут в кинотеатры».

«Фильм «Нюрнберг» призван стать не только масштабным художественным высказыванием, но и важным шагом на пути восстановления исторической справедливости, напоминанием миру о решающем вкладе советского руководства в подготовку и проведение «Суда народов», – сказал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Конец 1945 года, немецкий город Нюрнберг становится местом проведения уникального международного военного трибунала, за ходом которого следит весь мир. Страны-победители – СССР, США, Великобритания и Франция должны решить, как поступить с нацистскими преступниками.

«Отечественная дипломатия всегда была верна твердым нравственным принципам и памяти предков, героически отстоявших мир и свободу в годы Великой Отечественной, – отмечает министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.Трудно переоценить роль трибунала в деле формирования современной международно-правовой архитектуры, обеспечения незыблемости всемирно-исторических итогов Великой Победы. В этом плане первый отечественный полнометражный художественный фильм «Нюрнберг» призван внести значительный вклад в борьбу с фальсификацией истории, продемонстрировать, что преступления против человечности не имеют срока давности».

«Мне уже доводилось снимать исторические фильмы, но «Нюрнберг» – это что-то совершенно особое. И не только потому, что итоги процесса продолжают влиять на нашу жизнь, до некоторой степени определяют наши представления о добре и зле, о можно и нельзя, – говорит Николай Лебедев. – Трибунал подвел черту под Второй мировой войной и задал человечеству новую систему координат, где человеческая жизнь, недопустимость агрессии и нарушений прав человека стали считаться базовыми ценностями. Наш фильм посвящен процессу, который состоялся только после того, как человечество уже заплатило немыслимую, страшную цену. Трагедия Великой войны унесла жизни многих десятков миллионов человек по всему земному шару. Почти 30 млн из них погибли в нашей стране, в том числе мой дед, которому было 40, и мой дядя, которому было всего 19».

Однако, как отмечает режиссер и автор сценария, сам суд не мог стать центром внимания. Сохранилось много исторических хроник, написано немало научных статей, да и сама книга, ставшая основой сценария, скорее является романом-хроникой, где с документальной точностью описываются события Нюрнбергского процесса. Красными линиями через весь фильм проходят темы любви, ценности семьи и собирательный образ бессмертного солдата.

Тема семьи поднимается в фильме с разных сторон. Главный герой, военный переводчик Игорь Волгин, приезжает в Нюрнберг на поиски пропавшего на полях войны брата. Это последний родной и близкий для него человек, частичка безвозвратно утерянной беспечной жизни. Брат Игоря – художник, свою тоску о семье выражает в невероятной красоте фресок, где лица любимых становятся частью икон.

Так или иначе каждый герой и антигерой раскрываются в семейной теме: на заваленном папками столе прокурора стоит фото жены и маленькой дочери, семья Геринга, пришедшая поддержать его в один из последних дней суда, герой, потерявший семью, и вместе с ней утративший всякую надежду.

Важной движущей темой фильма становится любовь к женщине. Немецкий офицер Хельмут глубоко привязан и по-своему даже любит таинственную девушку Лену. И когда она на суетливых улицах Нюрнберга встречает Волгина, зритель становится свидетелем трагедии искаженного любовного треугольника. Неторопливо зарождающееся чистое чувство Лены и Игоря пугает их обоих, а недоверие и боязнь быть раненым сделает их путь друг к другу долгим и сложным.

И, конечно, лейтмотивом всего фильма стала фигура бессмертного солдата – собирательный образ стойкого, несокрушимого, готового сразиться в неравном бою и отстоять свою Родину русского солдата, одного из тех сотен тысяч, кто положил свою жизнь на полях войны. И хотя битва переместилась в зал суда, – суть героя осталась неизменной.

«Картина многожанровая, – говорит актер Евгений Миронов. Есть в ней приключения, экшен, мелодрама, политический триллер, что, мне кажется, правильно, поскольку зритель приходит разный, и каждый найдет что-то свое».